Областной конкурс «Преподаватель года – 2016»

Эссе «Я – преподаватель»

«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Лев Семенович Выготский

  

   Я преподаватель математики профессионального образовательного учреждения. Математика -  моя стихия. Почему именно математика, да еще и в системе СПО? 

   Математика нас окружает везде, сопровождает, развивает и движет вперед. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни звучат так: «Поздравляем! У вас девочка: рост – 52, вес - 3,3 кг». Далее, малыш растет, не может выговорить слово "математика", но уже выполняет математические действия, решает задачи по подсчету игрушек, и опыт по операциям с числами приобретает уже с младенчества. Так было и со мной,  и с каждым из нас.

   А потом годы обучения в школе, пример моих учителей…. и мечта стать учителем не заставила себя долго ждать. И здесь хочется вспомнить слова немецкого педагога, политика Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». И моя история это как раз тот самый случай, когда  с определением будущей профессии ключом явился  профессионализм и любовь учителей школы поселка Тунгор. Да и как не пойти в педагогику, когда передо мной был пример потрясающих педагогов Артемьевой Любови Ивановны, Джашхуновой Ольги Николаевны, Казаковой Надежды Ивановны. Всё имеет свои истоки… Именно любимые учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Они показали мне, что педагогика - это не просто работа с детьми, это жизнь с ними, радости и печали, взлеты  и падения. Ведь если мечтаешь увидеть радугу – будь готова попасть под дождь!

   В окружении любимых педагогов я поняла, что хочу, как и они, ежеминутно заниматься самообразованием, общаться с детьми, дарить им радость познания, доброту, любовь. Значит, мой профессиональный путь – это педагогика. А интерес к математике привел меня в Сахалинский государственный университет на кафедру прикладной математики, информатики.

   И вот я - преподаватель математики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский индустриальный техникум».  Почему я выбрала работу в профессиональном образовательном учреждении?  На мой взгляд, именно система СПО сегодня идет в ногу с веяниями времени – ФГОСы, профстандарты …. а значит, моя работа будет востребованной, творческой и интересной. В докладе Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования говорится о том, что политика в сфере профессионального образования направлена на создание условий для совершенствования среднего профессионального образования, повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. И я полностью согласна с тем, что СПО - важная составная часть российского образования, развивающаяся как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. А что значит квалифицированный специалист? Умеющий хорошо выполнять производственные операции? На мой взгляд, современный – это специалист с хорошо развитым системным мышлением, коммуникативной и правовой информационной культурой, творческой активностью, умением анализировать результаты своей деятельности. А значит, передо мной как преподавателем системы СПО стоит задача по стимулированию проявлений активности в различных видах деятельности - культурной, научной, исследовательской,  общественной и т.д. Ведь испокон веков  образование формировало человека разумного.

   В сети Интернет встретила мнение о том, что мыслящий и нравственный человек, когда у него нет системы знаний по какой-либо проблеме, чувствует свою беспомощность; нравственный и знающий человек, но без гибкого, творческого мышления, превращается в догматика; все знающий, великолепно мыслящий, но безнравственный интеллектуал – это немалая опасность для  людей, для общества. Как же прав автор. Ведь знания и умения, лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста.

   На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости СПО в обеспечении развития экономики и общества в целом. На мой взгляд, опережающее развитие – это изменение качества образования, т.к. навыки современного рабочего предполагают именно качество их подготовки и образования. Что же я  сегодня могу сделать для этого? Как гарантировать достижение уровня подготовки специалистов, отвечающего стандартам? И здесь на помощь приходят современные средства и технологии обучения. А значит, я должна обеспечить качество реализуемой учебной программы, дидактических и методических материалов. Сегодня уверенно иду по пути педагогического поиска, зная, что много должна ещё сделать. Непросто? Ну что ж, пусть так. Тем интереснее каждый мой день, прожитый со студентами. Сегодня с гордостью могу сказать: «Я – преподаватель ПРОФТЕХА»!

   Образование – процесс очень творческий, индивидуальный,  эмоциональный, а потому смысл моей педагогической деятельности в том, чтоб вовремя увидеть готовность студентов к новой информации и, сориентировавшись, предложить новую пищу для ума.

   Я часто спрашиваю себя: в чем твоя миссии как преподавателя, какой ты хочешь быть, чтобы тебя запомнили обучающиеся? – Как человека, который помогает им понять, как на самом деле прекрасна наука математика. Ведь моя профессия не для задач, подсчетов и расчетов, она для моих студентов и любви к ним.

   Когда пробуешь что-то новое, это неизбежно требует получения новых знаний – иначе это не было бы новым. И здесь мой курс на деятельностное обучение. Чтобы студент захотел попробовать что-то новое, нужно чтобы он в тебя поверил. Искусство отдавать очень быстро приносит свои плоды. Попробуйте! И вы увидите, как он захотел стать лучше, увереннее, успешней, захотел сделать стоящий рывок в своей жизни. Я попробовала и не пожалела.

   Я поставила перед собой цель, эта цель потянула за собой задачи по развитию в первую очередь себя, как педагога, и развитию предмета Математика в образовании. Вспоминаются слова А.А.Леонтьева «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом в том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!».

   Принципы, на которые я опираюсь в реализации поставленной цели:

  • Поддерживать и развивать выбранный студентом интерес очень важно. 
  • Невозможно сформировать современного рабочего без формирования в нем гражданина.
  • Потребность в образовании стоит на первом месте. Студент должен научиться сам себя развивать, преподаватель же помогает ему ориентироваться во всем многообразии знаний.

   Я – молодой преподаватель, у меня много планов, и я не боюсь мечтать. Мечтаю, научиться планировать мой урок так, чтоб он был дорогой от мастер-класса по решению математических задач к мастер-классу по решению жизненных задач.

   Мои дни пролетают в череде дел, забот и познания нового. Ведь я молодой преподаватель и многому учусь… Вот один из моих дней.

6:30.

   Мое утро начинается рано. Пару минут у окна и настрой на день обеспечен. Мне нравится смотреть на просыпающийся город и думать о том, что еще часик – и мои ученики, сладко нежившиеся в кроватках, вспомнят, что у них сегодня в расписании урок математики, и возможно подумают обо мне, как я сейчас о них. Они еще не знают, сколько интересного на сегодня я для них приготовила. Улыбаюсь этим мыслям…

07:00.

   Завтрак, чашечка чая, любимый пёс, уткнувшийся в ноги… Проверяю электронную почту, мысленно составляю список  дел на сегодня.  Макияж, сбор необходимого для работы – я готова к встрече с вами, мои студенты.

08:30

   Утренняя планёрка педагогического коллектива. Планы на день. В голове еще раз мысленно рисуется картина сегодняшнего урока… Кого спрошу, у кого проверю тетрадь, кому дам творческое задание. И надо не забыть напомнить первокурсникам Никите, Виктору  и Полинам прийти на консультацию, ведь сегодня мне особенно хочется разработать календарный план работы над их первыми серьезными индивидуальными проектами  по темам «Теория графов» и «Волшебное число «Два». 

08:45

   Учебный корпус… Приветствия студентов и коллег… Мимоходом похвалой «Как же это здорово!» отмечаю новую работу студентов-сварщиков, изготовивших сварную конструкцию для цветов в холле… Радуюсь улыбкам своих обучающихся, заряжаясь положительной энергетикой на весь рабочий день.

09:00

   Звонок… Самый важный момент дня. Как мы встретим друг друга со студентами, такое настроение и будет с нами весь оставшийся день. Чаще всего это отличные эмоции, дающие заряд на хорошее настроение.

09:00 – 15:45

   Рабочий день… Уроки… Перемены… Смена лиц… Смена видов деятельности… Протекают обычные деньки, но не похожие друг на друга, каждый день по-своему особенный. Рабочие будни отличаются друг от друга тем, что каждый новый день дает мне и моим студентам хорошие уроки, жизненные в том числе… Ведь технология, над которой я работаю, направлена на то, чтоб студенты являлись не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвовали в учебном процессе. Главное, что мои студенты должны научиться переделывать, преобразовывать, изменять себя. Побуждая их к этому, я всегда привожу им слова из японской пословицы «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни». Я знаю, что обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать сформировать у себя навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Я согласна с мнением доктора психологических наук Г.А.Цукермана, что на уроке нужно «…не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать на поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».

   Вот и пролетел урок в группе первокурсников… Они пока еще испытывают затруднения в умении сотрудничать, но на календаре еще только октябрь, и я знаю – они научатся, и вместе с ними научусь я…

   А вот и второкурсники, осваивающие профессию «Сварщик», спешат на урок. Казалось бы тут все просто, ведь сварщики – это специалисты, занимающиеся соединением металлических деталей, узлов и других конструкций путем сплавления металлов. Но стать квалифицированным специалистом они не смогут без знаний других наук. И требования к знанию математической символики для выражения количественных и качественных свойств объектов сварки, к умению применять математические методы для решения определенных производственных задач, для них важны не меньше знания профессиональных модулей.  И мои студенты-сварщики уже умело самостоятельно выполняют предложенную им работу, исследуют и развивают знания вчерашнего дня.  А после мы определим с ними развитие завтрашнего дня. И так методично изо дня в день.

   Какой он  мой урок с точки зрения деятельностного обучения? Деятельностный способ обучения на уроке задается мной с постановки проблемы, которая обеспечивает внутреннее принятие цели предстоящей деятельности обучающимися. В основу закладываю социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность студентов в которых будут развиваться общеучебные умения и навыки и воспитываться личность.  На первых этапах опираюсь на внешние мотивы, которые ведут к побуждению внутренних мотивов. Затем мы вместе выбираем средства и способы, которые необходимы нам на уроке для достижения цели. Рассматриваем разные варианты действий. У  каждого студента есть право выбора этих вариантов в зависимости от их возможностей. Проверяем результат, и тут главным образом важно обращать внимание на уровень усвоения и внутренние позитивные личностные изменения. Не забываем про оценку и самооценку на основе применения инди­видуальных эталонов. Вот именно так они учатся брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим и много другое. Убеждена, что на уроке больше устают не от интенсивной работы, а от однообразия и скуки. Хочу верить в то, что мои уроки не такие, ведь для меня моя работа – не профессия, не общественное положение, не хобби, а осуществленная мечта детства, требующая новизны, поиска, проживания и яркого горения…

   А вот и переменка подоспела. Но и она не для отдыха преподавателя. Успеть приготовиться к новому уроку, ответить на вопросы студентов «Как у Вас дела?». А еще навестить студентов группы, в которой я выполняю обязанности классного руководителя и успеть поговорить с ними на различные темы от учебы до личностных проблем, мы поделимся с ними разными историями, подумаем о том, как провести классный час. Нужно еще найти время пообщаться с коллегами (чаще всего это происходит на большой перемене). Да  много еще чего успеть сделать…

16:00

   Вот и последний на сегодня звонок. Казало бы, вот он, конец рабочего дня, но это не так. Прощание со студентами и снова работа…учебная часть, заполнение журналов, методическое объединение преподавателей и мой доклад «Как я работаю над созданием персонального интернет-ресурса»

17:00

   Я дома… Поднимаюсь по ступенькам, я в предвкушении, что сейчас меня встретят мои милые питомцы. И ведь это правда! Открываю дверь, с визгом встречает меня мой пес, а на руки прыгает, кот. Прогулка с псом на улице, мы бегаем, прыгаем, дурачимся, заряжаемся положительной энергетикой. Он, мой пес, радуется тому, что оставшуюся половину дня, ему не придется скучать, а я радуюсь, что снова рядышком со своим малышом. После прогулки мы возвращаемся домой и все вместе ждем возвращения хозяина – моего мужа.

18:00

   Ужин в кругу семьи. Негромкие беседы о событиях прожитого дня, различных впечатлениях, я рассказываю какую-нибудь забавную историю из жизни моих студентов.

   А завтра новый день. Новые уроки, новые темы. Подбираю материал к урокам, параллельно знакомясь в сети Интернет с опытом коллег по деятельностному обучению, в голове рождаются мысли - как адаптировать их опыт к моей любимой математике, вот тут и выстраивается картина урока на завтра, подбираются творческие задания.

23:00

   Я ложусь спать с мыслями о том, что завтра я снова увижу своих студентов, готовых воспринять все то, новое, что я запланировала на урок. Хоровод мыслей… И среди них слова героини фильма «Доживем до понедельника: «И завтра снова в бой». Улыбаюсь этой мысли…Я счастлива…

 

Скачать файл

 

Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Мир-Олимпиад - Всероссийские олимпиады и конкурсы для педагогов, студентов, школьников!