Презентация по электронным учебным пособиям
В результате динамичного развития сферы информационных и коммуникационных технологий и их влияния на все аспекты жизни общества, повышается роль электронных средств обучения в образовании. Давайте разберемся, почему?
Мною было проведено 3 занятия с одним из студентов 2 курса, где происходило обучение и проверка усвоенного материала с 3 разных сторон:
- Когда материал был выдан словесно преподавателем – усвоено 1/4;
- При самостоятельном изучении материала по учебнику – усвоено 1/3;
- А после обучения, с помощью электронного пособия было усвоено 1/2 материала.
Можно сделать вывод наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие (ЭУП)?
Прежде всего, это электронное издание, где содержатся сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и степени обучения. Это отлично структурированный материал, представляемый текстом, рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы. Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.
К наиболее популярным электронным средствам обучения относятся электронные учебники (ЭУ). Но электронные пособия не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с педагогом; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.
В настоящее время можно выделить основные требования к современным учебным пособиям, которые - должны быть ориентированы на увеличение самостоятельной работы студента, т.е.:
- должны быть более простыми в использовании, информативными, наглядными, усиливающими мотивацию к освоению предмета;
- должны быть доступными для всех желающих получить полноценное образование;
- обеспечивать подготовку специалистов высокого класса; широко использовать современные средства телекоммуникации и новейшие информационные технологии.
Рассмотрим одно из ЭУП, как электронная книга. Средства создания электронных учебников можно разделить на группы используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация, представленная на слайде (языки программирования; - средства мультимедиа; - гипертекстовые и гипермедиа средства; специальные программные средства создания электронных учебников). Остановимся на достоинствах и недостатках средств создания электронных учебников.
Языки программирования. Плюсы и минусы увидеть на слайде. Это современные визуальные среды программирования, которые позволяют создавать достаточно универсальные программы, в том числе и электронные учебники.
Средства мультимедиа. Достоинства и недостатки представлены на слайде. Такие технологии мультимедиа объединяют несколько способов подачи информации: текст, неподвижные изображения, движущиеся изображения и звук в интерактивный продукт. Они позволяют значительно обогатить учебный материал за счет активизации всех способов восприятия.
Гипертекстовые и гипермедиа средства. Плюсы и минусы увидеть на слайде. Что такое гипертекст? Это способ нелинейной подачи текстового материала, где имеются выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация содержит текст, графику, видеофрагменты, звук. При необходимости такой учебник можно опубликовать в сети Интернет и его можно легко корректировать.
Специальные программные средства создания электронных учебников. Достоинства и недостатки можно увидеть на слайде.
Если углубиться в более подробное изучение достоинств и недостатков средств создания электронных учебников, можно сделать вывод, что определенные средства подходят для создания отдельных модулей электронных учебников, например, языки программирования более подходят для создания модулей проверки знаний, тренировочных заданий. Еще можно добавить, что не все владеют средами программирования, средствами мультимедиа, не до конца разбираются в гипертекстовых форматах, также кроме всего прочего, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУП, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др. Остановимся на специальных программных средствах для создания электронных учебников. Рассмотрим несколько из них.
В настоящее время существуют множество специальных программ для создания электронных учебников с разными возможностями, сложные и простые в освоении, большие и маленькие, платные и бесплатные. На слайде можно увидеть некоторые программы для создания электронных учебников. (eBooksWriter, eBook Maestro, ChmBookCreator, TurboSite, Learning Content Development System).
ФГОСы требуют создания информационной образовательной среды, где обязательна автоматизация рабочих мест, как преподавателей, так и обучающихся. Существуют сервера и сайты, электронные дневники и журналы; родители могут с легкостью узнать уровень успеваемости своих детей, просто зайдя на портал; педагоги дают домашнее задания, которые выполняется на образовательных сайтах и отправляется на проверку. Поэтому переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем.
Наиболее рациональным представляется выбрать в качестве разработки ЭУП программу TurboSite по следующим причинам:
- наличие в программе необходимого функционала;
- удобство реализации гипертекстовой навигации;
- возможность быстрого и не затратного переноса продукта не веб-хостинг.